Пятница, 03.05.2024
Мой сайт
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 3
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Среди многих изобретателей и конструкторов 18 века в 1736 году в официальных документах правительственных документов впервые был упомянут Леонтий Шамшуренков, изобретатель уникальных подъемных машин и "самобеглой" коляски - первого в России механического экипажа.
Имя этого человека мало кому известно. Сведения о нем в историко-технической литературе отрывочны, противоречивы и далеко не свободны от ничем не подтвержденных толкований.Между тем  в истории техники с ним связано одно из наиболее убедительных свидетельств прогрессивного развития отечественной инженерной мысли.
Жизненный и творческий путь Шамшуренкова был суров и во многом необычен даже для того трудного времени. Крестьянин дворцовой волости на на окраине Казанской губернии, нигде не учившийся и вряд ли владеющий начальной грамотой настолько, чтобы подписать свою фамилию под "доношениями" о сделанных им изобретениях, он усваивал необходимые знания и навыки только "своею догадкою". Даже заводские механники русских заводов 18 века, обладавшие соответствующей специальной подготовкой и опытом эксплуатации промышленных производств, лишь ценой огромных усилий преодолевали равнодушие местной и центральной администрации.. В каждом их изобретении запечетлена многолетняя упорная борьба за его признание, преодоление стены недоверия, тем более, что Шамшуреков происходил из крестьянской семьи.
Подобно многим другим талантливым простолюдинам того времени Шамшуренков был быстро забыт современниками. Только в 1900 году московский колликционер П.И. Щукин в числе прочих собранных документов опубликовал "Копию с дела о самобеглой коляске", включавшую сообщение Московской сенаторской конторы об изобретенном Шамшуренковым механическом экипаже, доклад об окончании его постройки на петербургском мастеровом дворе Канцелярии от строений и "доношение" самого изобретателя о его новых изобретених - верстометре и "санях, которые будут ездить без лошадей..."
Однако первым кто "открыл" Шамшуренкова был был дцент всесоюзного заочного политехнического института Евгений Иванович Гагарин (1900-1958 гг.). Его многолетние поиски в центральных и областных архивах, инжинерный анализ и оценка расширили и уточнили представления о технической значимости разработанных Шамшуренковым конструкций машин, позволили воспроизвести реальные условия, в которых это осуществлялось.
Родился Леонтий Лукьянович Шамшуренков в 1687 году в деревне Большепольской Яранского уезда Казанской губернии.
О жизни и занятиях изобретателя до 30-х гг. 18 века нет никаких данных. Очевидно, он занимался не только хлебопашеством, но и владел ремеслинскими навыками, привлекаясь для работ дворцовым ведомством. Возможно, этим и следует объяснить пребывание его в Москве в 1731 году, где в это время проходила подготовка к отливке Большого Успенского колокола, начатая в Московском Кремле выдающимися мастерами литейщиками того времени Моториными. Над изготовлением моделей подъемного оборудование "Царь-колокола", вес которого был около 200 тонн, трудилась большая группа изобретателей, а к "освидетельствованию" моделей привлекались такие авторитетнейшие эксперты, как знаменитый механник А.К. Нартов и профессора незадолго до этого учрежденной Академии наук Л. Эйлер, Д.Бернулли и И. Лейтман.
Увлеченный задачей конструирования подъемных машин, беспрецедентной в современной ему заводской и строительной практике, Шамшуренков по возвращении из Москвы длительное время работал над этим своим первым большим изобретением.
Летом 1736 года он вновь пришел в Москву и подал в Московскую сенатскую контору "доношение" о изобретенных им машинах.
23 августа 1736 года сенатская контора распорядилась "оному Шамшуренкову к подъему большого Успенского колокола сделать модель немедленно, под смотрением сенатского вахмистра". За два последующих месяца изобретатель изготовил несколько моделей подъемных устройств и 27 октября после экспертного заключения, признавшего, что "из тех присланных машин две, которыми колокол из земли вынимать и по земле тащить.признавались быть к подъему больших тяжестей удобными", началось изготовление подъемного механизма над литейной ямой. Но великий пожар 29 мая 1737 года, один из наиболее опустошительных пажаров в истории кремля, уничтожил возводимые деревянные конструкции, нанеся самому колоколу непоправимые повреждения. Соответственно и колокол поднимать надобности не стало. К 9 июня Шамшуренков, получив паспорт, был "того ради отпущен домой"

Гость

Сообщения:

Группа:
Гости
Время:23:16
ГОСТЬ, мы очень рады вас видеть! Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz